Ежегодно в октябре отмечается международный день каминг-аута. В его честь мы спросили наших читателей о том, как они решились открыться своим близким о своей сексуальной ориентации или гендерной идентичности. Большинство из героев смогли найти поддержку среди самых близких, хотя были и те, кто столкнулся с хейтом, но все равно не жалеет о своем решении. Вот что они рассказали.
"Я наконец-то чувствую себя простым человеком"
Леонид – художник и автор ютуб-канала "Где радуга встречает мир". Он родился в Брянске, но недавно переехал во Францию.
"Полноценный каминг-аут получился только один раз – перед бабушкой. Все прошло хорошо, она сказала: "Ну ты что, думаешь, бабушка совсем глупая?" Сказала, что все хорошо, ибо раз я рад, то и она рада. Сделал это в предпоследний день в России", – рассказывает Леонид.
До этого, рассказывает Леонид, он неоднократно подвергался аутингу, то есть насильственному раскрытию информации о его сексуальной ориентации. Это были и сливы интимных фото в школе и давление со стороны родителей, которые вынуждали его "признаться".
"Я тяжело справлялся, по сути, меня начали называть геем (разумеется, в более грубых формах) еще когда я не знал, что это слово вообще значит. Когда я понял, что я либо бисексуал, либо гей, сначала пытался отнекиваться, но в 15-16 лет мои социальные сети взломали, и люди начали распространять мои переписки и интимные фотографии. После этого я понял, что больше отрицать не получится, начал прямо отвечать "Да, я гей и что?" На меня охотились футбольные фанаты, нападали соседи, на моих друзей, которые появились в тот период, тоже нападали разные люди. Но именно новые друзья мне помогли, они меня принимали и поддерживали", – рассказывает Леонид.
Сейчас Леонид живет как политический беженец во Франции и говорит, что его жизнь сильно наладилась после того, как исчезло "прямое влияние России на его жизнь".
Он говорит, что сейчас особенно ценит новоприобретенную возможность жить спокойно:
"Я сейчас живу в стране, где без причины задавать вопрос "а ты что, гей?" – неприлично, ибо не имеет значения, гей ты, транс-персона, бисексуал или гетеро. <…> И мне это очень нравится – я наконец-то чувствую себя простым человеком, а не вечно отстаивающим свои права и борющимся за жизнь мужчиной, который постоянно должен быть настороже".
"Я научилась отстаивать себя"
Елена (имя изменено) родилась и живет в Казахстане с партнершей и сыном. Она делится, что совершила каминг-аут как лесбиянка в 2011 году. По ее словам, он не был запланированным. В этот момент она столкнулась не только с неприятием семьи, но и открытым насилием.
"Сестра мамы сломала мне правую руку и мизинец на левой, родители стали следить за мной и почти перестали разговаривать. Я не понимала, куда идти и у кого искать защиты".
Елена рассказывает, что самым тяжелым в тот момент было остаться со своими проблемами наедине: "У меня не было друзей из ЛГБТ-сообщества, и попросить совета было не у кого".
В итоге Елена нашла поддержку в лице брата и его супруги: "Брат сказал, что я достаточно взрослая, чтобы решать, с кем мне спать и жить, и что он любит меня не за это".
Спустя годы смягчились и родители, отношения с ними восстановились, но с другими родственниками Елена не общается до сих пор. Уже 11 лет она живет со своей партнершей и воспитывает сына.
"Я до сих пор не понимаю, как что-то может заставить вести себя так, как тогда повели себя мои родственники. Сейчас все мое окружение знает о моей ориентации. Прошло много времени, и я научилась отстаивать себя и убирать из окружения людей, которые осуждают мой образ жизни", – говорит Елена.
"Я должен быть примером для других"
Алексей Назаров – координатор Альянса гетеросексуалов и ЛГБТ за равноправие и автор документального кино. До 2022 года жил в Санкт-Петербурге, сейчас вместе с партнером живет во Франции.
Свой публичный каминг-аут Алексей совершил на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге 2 августа 2015 года. В тот день там должен был пройти прайд, но его организатора задержали еще утром, поэтому другие участники, по его словам, решили выйти на площадь с одиночными пикетами. Напряжения ситуации придавало то, что в ту же дату в городе праздновался и день ВДВ.
Алексей рассказывает, что ему в тот день во что бы то ни стало нужно было избежать задержания полицией: "В тот момент я работал в Москве на съемках одного известного сериала, а 2 августа был моим выходным, и я всего на один день поехал поездом в Петербург. И мне никак нельзя было попасть в полицию. Полиция в те времена еще реагировала адекватно – не задержали. Но отдельно взятые вдвшники пытались на меня напасть и отнять плакат".
В тот день на Дворцовой площади работали журналисты. Алексей поговорил с одним из них.
"Я такой же, как и все, и считаю себя нормальным человеком. Мне не стыдно за то, что я гей. <...> Я хочу, чтобы ко мне относились как к человеку. Я не скот. <...> Я живой человек и хочу, чтобы меня уважали", – сказал он в коротком интервью.
С этого момента жизнь Алексея изменилась, он больше не скрывал, что он гей. "Открытость важна, и я должен быть примером для других", – говорит он.
Алексей отмечает, что в тот момент не все представители ЛГБТ-коммьюнити были согласны с таким подходом: "Некоторые ЛГБТ-персоны считали, что не надо высовываться, выпячиваться, что я "позор ЛГБТ-сообщества", – это цитата. Якобы если не нарываться на ментов, то и ЛГБТ-персонам будет спокойнее жить".
Алексей подчеркивает, что его ориентация не является чем-то определяющим его как личность, но открытый разговор о ней был в каком-то смысле вынужденным: "Я был вынужден использовать эту характеристику – я гей – для того, чтобы поднять проблему, заставить общество обсуждать вопросы равноправия и требовать законодательной защиты прав и свобод ЛГБТ-персон".
Несмотря на публичный каминг-аут, с родными, за исключением брата, эту тему Алексей никогда не обсуждал: "Моя любимая бабушка и мама – не знали. Точнее, якобы не знали. Я уверен, что все знали, но мы этого не обсуждали. Для разговора с родными моей силы воли не хватило".
"Мама первая написала, что она всегда будет на моей стороне"
Элис Фемина родилась в Казахстане, жила в Москве, сейчас живет в Нидерландах, занимается искусством и участвует в выставках.Она объясняет, что долго "прощупывала почву" перед полноценным каминг-аутом. Сначала долго размышляла об этом, потом делилась с близкими друзьями "по секрету", потом постепенно расширяла круг и говорила тем, к кому испытывала доверие. "Со временем я уже хотела рассказать об этом всем, чтобы общество знало, кто я", – признается она.
В 2021 году она написала в своем фейсбуке пост о том, что является трансгендерной женщиной: "Я устала жить скрытно и держать это в себе. Наступает такой момент, когда уже все равно, кто и как воспримет". В посте она наконец открылась всем друзьям, объясняла людям, как к ней следует обращаться.
Элис говорит, что была готова к хейту и во многом ее опасения оправдались – большая часть прошлых связей оборвалась. Но читательница не жалеет об этом: "Появилось много новых и понимающих людей и подруг. Мой мир изменился. Меня поддерживали женщины. Весь "мужской мир" отвалился, чему я была рада. Мужчины в своей массе зашоренные и не понимают меня. Мне было важно, что женщины примут меня в "женский мир" и поймут".
Сейчас Элис живет в Нидерландах, пишет картины и участвует в протестных выставках.
Она сделала операцию по коррекции пола, поменяла документы, и теперь в ее паспорте стоит женский гендерный маркер.
Ей также удалось найти понимание в семье: "Моя мама меня полностью поддержала. После каминг-аута в фейсбуке я готовилась рассказать ей, но ей уже сообщили другие. И она первая написала в вотсапе, что все хорошо – она меня полностью понимает, поддерживает и всегда будет на моей стороне. Мы общаемся регулярно".
"Здравый смысл в России еще остался"
Михаил (имя изменено) живет в Москве, он согласился поделиться своей историей на условиях анонимности. Он рассказывает, что после каминг-аута близкие в основном его поддержали.
Впервые он открылся в своей бисексуальности своей бывшей девушке: "Меня переполняли эмоции, поскольку раньше я об этом не говорил никому и боялся реакции, так как живу в России".
Дальше он открылся друзьям из ближнего круга общения: "и девушкам, и парням, и даже семейным парам".
"Конечно, я не говорю о своей ориентации каждому встречному, но обо мне знают достаточно много людей", – делится Михаил.
По его словам, он не ожидал настолько позитивной реакции: "Несмотря на активную пропаганду от государства и криминализацию ЛГБТ, здравый смысл в России еще остался. Я в этом убедился сам".
"Главное – не думать, что есть вина в том, что ты другой"
Алексей (имя изменено), живет в Санкт-Петербурге, играет в театре. Алексей рассказывает, что ему не удалось самому сделать каминг-аут, в 15 лет он столкнулся с аутингом: "Я поступил в колледж культуры. Старшекурсники на приветственной пьянке залезли в мой телефон и нашли мое совместное фото с парнем. Они разослали это всем педагогам и, конечно, знакомым студентам. Анонимность была уничтожена, и мне ничего не оставалось, как принять это и двигаться дальше".
В тот момент его открыто поддержали "пара девочек с курса" и это, со слов Алексея, сделало ситуацию чуть более выносимой. Однако после аутинга его вызвали на "воспитательную беседу" с деканом, ситуация ощущалась ужасно: "Я понимал, что знает каждый".
С тех пор Алексей не скрывает своей сексуальной ориентации: "Позже, в институте, я уже ничего не скрывал и открыто отвечал, когда спрашивали".
Сейчас он по-прежнему живет в России, в Санкт-Петербурге, и не может не отметить, что со времен его юности атмосфера в городе изменилась: "[Когда не жил здесь], я часто ездил в Петербург – для меня это был город свободы. Я даже несколько раз видел целующихся в метро мужчин. Сейчас все стало хуже – не только в Петербурге, а везде".
Тем не менее, среди близких Алексей сейчас чувствует себя в безопасности: "Я живу в тепличных условиях относительно прошлого. Все друзья и коллеги знают обо мне еще с института. Мне становится страшно только от новых людей, но довольно быстро я понимаю, что это "свои".
Алексей уже второй год живет в браке, выйти замуж ему удалось в Европе.
"Мне бы очень хотелось, чтобы любой молодой парень прочитал это и немного успокоился – весь этот ужас пройдет. Главное – не думать, что есть какая-то вина в тебе, в том, что ты другой", – говорит он.
"Каминг-аут – это процесс". Советы психолога тем, кто собирается совершить каминг-аут и их близким
Мы попросили психолога ЛГБТК+ группы "Выход", политическую активистку и авторку телеграм-канала "Психофрендли заметки" Анифе Девлетову рассказать о чем стоит заранее подумать, если человек решается совершить каминг-аут.
"Как правило, каминг-аут – это не какое-то одно действие, это процесс, когда человек постепенно рассказывает о себе", – обращает внимание Девлетова.
Если человек хочет начать этот процесс, стоит обратить внимание на следующие моменты, говорит психолог:
"Первое – понять, зачем вообще человек хочет сделать каминг-аут и точно ли он сейчас нужен и безопасен. Что даст нам этот выход из шкафа? Ведь это не какая-то обязанность любого ЛГБТК+ человека – это скорее выбор. Сейчас, особенно в России, важно подумать не о том, чтобы открыться любой ценой, а о том, чтобы трезво оценить свои риски. Важно понять и взвесить причины каминг-аута. Например, если вы лесбиянка, вы хотите сказать об этом, чтобы в рабочем коллективе не говорить слово "муж", а говорить слово "жена". Или хочется сказать об этом, чтобы не врать каждый раз маме, когда она спрашивает про свидания".
Если вы решили, что каминг-аут точно нужен, продолжает Анифе, все возможные страхи, опасения и последствия своего решения имеет смысл обсудить с третьим лицом, например, с психологом или так называемым равным консультантом – человеком, прошедшим сложную жизненную ситуацию, который готов поделиться опытом с теми, кто оказался в похожих обстоятельствах. Если есть юридические риски, стоит поговорить и с юристом, добавляет психолог.
Третий важный пункт, говорит Девлетова, это продумать кризисный план на случай самого пессимистичного развития событий и оценить свои ресурсы, которые должны помочь преодолеть трудности. В первую очередь стоит подумать о финансах. Например, если человек живет с родителями, есть ли вероятность, что его выгонят из дома или лишат материальной поддержки? В этом случае нужно понять, можете ли вы себя обеспечивать. Также важны и социальные ресурсы, напоминает психолог, то есть есть ли вам где или у кого получить эмоциональную поддержку, можете ли вы обратиться к друзьям, психологу или кому-то из родных.
Важный поддерживающий ресурс для квир-людей – сайт ЛГБТК+ группы "Выход". На нем размещены полезные материалы, адресованные как тем, кто собирается сделать каминг-аут, так и их близким. Эти материалы готовит группа профильных квир-френдли специалисток и специалистов.
Также Анифе Девлетова дала несколько советов о том, как реагировать человеку, которому открываются и доверяют такую чувствительную информацию. Первой реакцией, по мнению психолога, должна быть благодарность: "Спасибо, что ты мне это говоришь. Мне приятно твое доверие". Ведь человек доверяет вам очень деликатную информацию, которой ранее, возможно, ни с кем не делился, не говоря о том, что решиться на каминг-аут может быть психологически очень сложно, поясняет психолог.
На втором этапе, если есть такая необходимость, можно попросить у человека немного времени на размышления и на то, чтобы оценить свои эмоции и справиться с ними. Психолог отмечает, что для многих родителей, особенно в консервативной среде, каминг-аут ребенка может быть травмирующим опытом, который нужно прожить.
На следующем этапе важно дать человеку понять, что ваши отношения с ним остаются прежними и ничего не поменялось после этого признания: "То есть буквально можно сказать, когда тебе признался друг: "Какая разница, гей ты или натурал, главное, что ты мой друг с самого детства!" Или папа может сказать дочери: "Доченька, мы с мамой тебя очень любим. Вообще, вне зависимости от твоей ориентации. И тебе нравятся девчонки, и мне нравятся девчонки", – говорит психолог.
Ну и последнее, важно заняться самопросвещением и получить дополнительную информацию по теме. Можно почитать памятки на сайте "Выхода" или другие онлайн-ресурсы, можно открыть книги про ЛГБТК+ людей.
"Если есть силы, если есть желание, есть для этого пространство, то можно просто поговорить, спросить, есть ли у человека сейчас отношения, спросить то, что интересно, просто побыть рядом", – добавляет Девлетова.
Главный совет тем, кто столкнулся с отторжением и неприятием после каминга-аута – это ни в коем случае не оставаться с этими чувствами наедине.
"Самые ужасные ситуации, которые мы знаем, происходили именно тогда, когда человек не рассказывает ни друзьям, ни специалистам, не обращается за помощью. Человека могут увозить в психбольницу, избивать, к человеку будет применяться психологическое насилие", – говорит психолог.
Анифе Девлетова также перечислила несколько помогающих организаций, которые оказывают безвозмездную поддержку ЛГБТК+ людям:
- Выход – помощь и поддержка квир-людям;
- Сфера – правозащитный фонд для ЛГБТК+ людей;
- Центр Т – помогают трансперсонам;
- Килькот 18+ – помогают трансперсонам;
- ЛГБТ-сеть – российская межрегиональная ЛГБТК-организация;
- Маяк – помогают ЛГБТК+ людям на Дальнем Востоке и по всему миру;
- EQUAL PostOst – европейская правозащитная организация в интересах ЛГБТИК-сообщества стран ПостОст;
- Справимся вместе – поддержка квир-персон в ситуации партнерского насилия.